Поликлиника – 2016! Учимся жить и выживать в новых условиях!
Поликлиника – 2016! Это, как новое тысячелетие с изменившимися экономическими и социальными условиями, охраной труда, оснащением и ремонтом, кадровыми проблемами, электронным документооборотом, всеобщей диспансеризацией, льготным лекарственным обеспечением, мобилизационной подготовкой и многое многое другое. При этом постоянно увеличивающийся объем услуг и востребованной медицинской помощи, совершенствование многоуровневой системы работы, развитие стационар замещающих технологий, квалифицированная помощь на дому, создание сети специализированных кабинетов и др.
За всей этой лавиной дел незыблемым остается высокая миссия главной фигуры поликлиники – терапевта!
Когда-то Сенека произнес фразу: «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным». В полной мере это относится к врачу-терапевту, который первым у большинства пациентов должен уметь определить именно ту гавань, где наши больные смогут улучшить качество жизни, быстрее справятся с болезнями и их осложнениями, научаться себя правильно вести и долго жить. Для выполнения этой роли терапевту поручено на своем рабочем месте профессионально оказывать медицинскую помощь, в том числе и неотложную, за 15 минут самостоятельно определить единственную в конкретной ситуации тактику ведения пациента, высказать компетентное мнение по оценке прогноза заболеваний и рекомендаций по их профилактике, организовывать школы для пациентов и при этом быть в курсе последних медицинских новостей.
Однако, к великому сожалению, терапия перестала быть основным «брендом» в медицинском образовании. Если раньше кафедры терапии были ведущими в любом медицинском ВУЗе, являлись основополагающими, представляли собой широкую врачебную платформу, то сейчас образовательные и профессиональные ценности немного сместились. Много узких специальностей, профилированных кафедр, обучение акцентуируется на результатах инструментальных данных и др.
Что понимали под диагностикой и лечением наши учителя? Прежде всего фундаментальные знания нормы и патологии, навыки физикального исследования больного, умение оценить данные инструментальной диагностики, определить адекватную клиническую оценку симптомов и прогноз заболевания. Сегодня к этому прибавились возможности высокотехнологических методик, клинические рекомендации по лечению, персонифицированный подход к больному, модернизированная структура здравоохранения и правовые основы врачебной работы.
В свое время А.Л. Мясников сказал, что «…оценка с точки зрения трех факторов – этиологии, патологической анатомии и патофизиологии-является необходимым ингредиентом всякого клинического мышления». Однако, мало кто знает, что наши выдающиеся учителя – широко известные интернисты свой профессиональный путь начинали в прозектуре патологоанатомами. Сегодня, наоборот, нивелируется роль аутопсии, основной компонент роста педагогического и профессионального мастерства, развития клинического мышления, способа борьбы с ошибками и субъективизмом.
Еще вчера назрела необходимость в системе профессионально ориентированных технологий, как в клинической подготовке терапевтов поликлиник, навыках их работы в условиях дефицита времени и изменившихся социальных условиях (патоморфоз заболеваний, коморбидность патологий, многочисленность пожилых и маломобильных больных, мигрантов и др.), так и в совершенствовании организационных форм работы. Универсальным решением могло бы стать создание университетской клиники в поликлинике с реальными клиническими разборами и консилиумами с участием профессоров и доцентов, клиническими и клинико-анатомическими конференциями, профессорскими циклами повышения квалификации и др. Ну, а пока мы приглашаем всех терапевтов стать участниками нашего образовательного проекта «Амбулаторный прием» и надеемся, что вместе мы сможем не только добиться профессиональных успехов, но и поднять престиж терапевта амбулаторного звена и сделать поликлинику плацдармом для творческой работы молодых врачей. Словом, создать университетскую клинику!
С уважением, Оргкомитет